Найти на сайте: параметры поиска
тизер верх
 

Сочинение по картинам С. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли» и С. Баулина «Храм Покрова на Нерли»

26 марта 2015 - Саня
Сочинение по картинам С. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли» и С. Баулина «Храм Покрова на Нерли»

От Древней Руси до нас дошло ничтожное количество уцелевших храмов и сооружений. Непрерывные войны, нашествия иноплеменных войск, не способствовали их сохранению. К одним из немногих уцелевших шедевров относится и Храм Покрова на Нерли, так этот храм вошел в историю Руси и России.
Построенный на берегу реки Нерль, в нескольких километрах от Боголюбова, она высится уже с 1165 года. Одновременно служа памятником погибшему сыну Андрея Боголюбского и Знаком Победы во время похода князя Андрея Боголюбского на Болгарию, белокаменное строение отражается в тихой воде реки. С тех далеких лет многое изменилось - сведены густые леса, обмелела прежде судоходная река Нерль, но Храм продолжает притягивать к себе взоры многочисленных паломников и художников. Только скромные остатки былой пристани показывают, что раньше к Суздалю и Владимиру спешили многочисленные ладьи купцов и иноземных гостей. И всех их встречала величавая церковь Покрова, служа напоминанием о величии и могуществе Владимиро-Суздальского княжества.
Когда значение Киева как "матери городов русских" упало, в следствии татарского нашествия, непрерывных распрей за "Великий стол", именно Владимиро-Суздальская Русь стала основой для нового "Великого" стола князей, которые отошли от беспрерывной склоки за Киев и стали собирать Русские земли вокруг Северо-Восточных земель.
Именно во Владимире стали впервые, после Киева строить каменные Храмы и одним из них стал Храм Покрова на Нерли.
Одним из самых замечательных князей Руси того периода являлся Андрей, за свою веру получивший прозвище Боголюбский.
В его правление и начали праздновать Праздник Покрова Святой Богоматери. Легенда рассказывает, что в 910 году в Константинополе случилось чудо со св. Андреем Константинопольским, Христа ради юродивого.
В житии рассказывается, что когда святой Андрей вместе с Епифанием, учеником святого, молились в храме, вдруг как бы раскрылся над ними свод храма, и святой Андрей увидел Пресвятую Деву, окруженную множеством ангелов и святых. Она молилась и простирала над богомольцами храма омофор. «Видишь ли ты Царицу всех?» — спросил Андрей ученика, не веря своим глазам. «Вижу, отче святый, и ужасаюсь», — ответил Епифаний.
Этот Покров или омофор помог отразить нашествие на Византию славян во главе с Олегом. Когда омофор окунули в воды Влахернского залива, поднялась буря, которая разметала бесчисленные небольшие лодки славян. Олег не смог завоевать Константинополь, хотя и хорошо нажился на дани, которую заплатил ему базилевс. Уходя, Олег прибил свой щит ко вратам Царьграда, как славяне называли Константинополь в знак своей победы.
Но через почти сотню лет христианство укоренилось на Руси и Андрей Боголюбский, во знаменование чуда, которое произошло с Андреем Константинопольским учредил праздник Покрова богоматери и приказал выстроить Храм . Этот праздник с тех пор остался одним из Великих праздников в Русской православной церкви., хотя Греческая церковь его уже не упоминает в числе Великих.
И сейчас и в прошлом Храм притягивал к себе художников, которым дорога красота Русской земли, которые восхищались спокойной безмятежностью Средне-Русской равнины.
Русские зодчие всегда строили церкви и храмы на возвышенностях, для того, чтобы храм был ближе к Богу и, чтобы его было видно издалека. Золотой купол Храма поднимается к небесам, вознося молитвы прихожан. Река, озеро и между ними Храм создают единственную в своём роде композицию.
Храм служил моделью для многочисленных художников, просто трудно перечислить их всех, но наибольшую известность получили картины двух замечательных русских художников Герасимова Сергея Васильевича (1885—-1964) и Баулина Сергеевича Алексеевича (1904 — 1976).
Интересно сравнить композиции двух замечательных художников, рисующих один и тот же сюжет.
В картине Герасимова легкая, хотя и каменная церковь стоит центром маленького микрокосма, притягивая к себе взоры и души верующих. Простое по форме строение, удивительно гармоничное во всех частях стоит среди зеленеющих лугов, на переднем плане ярко-синяя река, берега которой заросли одуванчиками. Ребенок собирает цветы и вся композиция дышит покоем и радостью. Несколько деревьев оживляют пейзаж и небо как бы говорит, что все беды остались в прошлом.
Картина Баулина решена в другой композиции.
Храм значительно придвинут к зрителю, возвышаясь на небольшом пригорке. Река показана более широкой, чем на картине Герасимова а далеко не безоблачное небо служит выигрышным фоном для белых стен Храма.
Деревья на этом берегу засохли, торчать только голые ветви, создавая соответствующее настроение у зрителя, но на том берегу, под защитой Храма деревья растут как ни в чем не бывало.
Великие произведения живописи позволяют нам, людям, которые никогда не видели этого Храма окунуться в прекрасную атмосферу Средне-Русской равнины, почувствовать святость и умиротворенность этих мест.

Похожие статьи:

Cочинения по картинамСочинение о природе по картинам Левитана и Шишкина

Cочинения по картинамСочинение по картине Н. Н. Ге «Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском»

Cочинения по картинамСочинение - описание по картине Сыромятниковой Екатерины «Первые зрители»

Cочинения по картинамСочинение по картине Щербакова Бориса «Русь подмосковная»

Cочинения по картинамСочинение по картине художника В. Репки «Водитель Валя»

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!