ГРИН Александр Степанович (наст. фам. Гриневский) [11 (23) августа 1880, Слободской Вятской губернии (ныне Кировская область) — 8 июля 1932, Старый Крым], русский писатель.
Дом-музей А. Грина
Детство и юность провел в Вятке. Отец, поляк, был сослан в Сибирь после участия в Польском восстании 1863-1864, где стал помощником управляющего пивным заводом, затем работал бухгалтером в земской больнице; мать была из мещан, умерла, когда Грину исполнилось 13 лет. Воспитанием мальчика было некому заниматься, однако его начальное образование было домашнее. Учился в Александровском реальном училище (лучше давались гуманитарные предметы), из которого был исключен за стихотворную сатиру на преподавателя, затем — в Вятском городском училище (окончил в 1896). Рано увлекся чтением. Особенно любил читать про путешествия, связанные с морем. Его любимыми авторами стали Фенимор Купер, Эдгар По, Александр Дюма, Даниэль Дефо, Майн Рид, Роберт Стивенсон. К этому периоду относятся первые юношеские стихотворные опыты Грина. Будучи по натуре мечтателем и страстным любителем приключений, будущий писатель в 16 лет уехал из Вятки в Одессу, где, желая стать моряком, устроился матросом, плавал в Египет. Затем перепробовал немало других профессий, был писцом, банщиком, сплавщиком, работал старателем на Уральских золотых приисках, в рыбацкой артели, но пришлось и бродяжничать. В 1901, отчасти по желанию отца, записался солдатом в 213-й Оровайский резервный батальон (Пенза), откуда в 1902, сблизившись с эсерами, дезертировал. В качестве члена подпольной эсеровской организации занимался пропагандистской работой в Нижнем Новгороде, Саратове, Тамбове, Киеве, Одессе, Севастополе. В программе эсеров Грина привлекали отсутствие жесткой партийной дисциплины, обещание всеобщего счастья после революции. В ноябре 1903 за эту деятельность был первый раз арестован, дважды в 1907 и 1910 его ссылали.
В 1906 появились его первый рассказ «Заслуга рядового Пантелеева» и книга «Слон и Моська», носящие агитационный характер (тиражи были изъяты цензурой и уничтожены). Цикл опубликованных произведений о революционной России открыл рассказ «В Италию» (1906). Подпись А. Грин впервые была поставлена под рассказом «Случай» (1907). В 1908 вышел сборник «Шапка-невидимка», в котором отразилось уже переосмысленное отношение писателя к эсерам, явное неприятие некоторых их идейных позиций. Во время ссылки 1910 в Архангельскую губернию Грин написал ряд «северных» рассказов («Ксения Турпанова», «Зимняя сказка»), герои которых, мучимые скукой, стремятся изменить свою жизнь, наполнить ее смыслом. Ранние рассказы Грина написаны в духе реалистической литературы 1900-х гг., писатель только пытался нащупать свой путь в литературе. «Скудная» на тепло и любовь жизнь Грина, тяга к приключениям, усилили его стремление к неизведанному, идеальному. Грина все больше привлекали герой, выламывающийся из устоявшегося образа жизни большинства обывателей («Она», 1908), идея создания сильного романтического героя («Воздушный корабль», 1909).
В 1909 увидела свет новелла «Остров Рено» — первое подлинно романтическое произведение Грина. Матрос Тарт, оказавшись на экзотическом острове и проникнувшись его природой, не пожелал вернуться на корабль к своей команде, поскольку решил сохранить обретенную на острове свободу. Но одиночество привело Тарта к гибели. Тематически близки «Острову Рено» произведения, герои которых — яркие, но одинокие личности: «Колония Ланфиер» (1910), «Трагедия плоскогорья Суан» (1912), «Синий каскад Теллури» (1912), «Зурбаганский стрелок» (1913), «Капитан Дюк» (1915), «Битт-Бой, приносящий счастье» (1918). Постепенно персонажи Грина менялись, не замыкаясь на собственном мире.
В 1910 Грин вышел из эсеровской организации, в 1912 был принят литературной средой, сблизившись с А. И. Куприным, А. И. Свирским. Начал сотрудничать в периодических изданиях, до 1917 опубликовал более 350 рассказов, стихотворений, повестей. В годы Первой мировой войны в творчестве писателя наступил длительный кризис, вызванный внутренними колебаниями автора. Грин воспринимал современную ему эпоху как антиэстетическую («Повесть, оконченная благодаря пуле», 1914). В рассказах 1914-1916 чувствовалось вызванное воздействием эстетики Эдгара По, тяготение писателя к «загадочному» («Возвращенный ад», 1915). В 1916 писатель попытался дать оценку собственному творчеству и на основе этой оценки выразить свое отношение к искусству. Искусство для Грина стало основой личного существования, уходом в иную, более совершенную реальность, себя он считал символистом. В конце 1916 за дерзкий отзыв о царе Грин был вынужден уехать из России и поселиться в Финляндии. Узнав о Февральской революции, по шпалам вернулся в Петроград (очерк «Пешком на революцию», 1917). Революцию воспринял восторженно, однако эти настроения оказались скоротечными. Уже в рассказах «Восстание» (1917), «Рождение грома» (1917), «Маятник души» (1917) ощущается чувство отторжения писателем новой реальности. Размышлениям о социализме посвящен памфлет «Волдырь, или Добрый Папа» — в нем Грин с раздражением пишет, что революция происходит не так «красиво», как ожидалось. В 1919 печатался только в журнале «Пламя» под редакцией А. В. Луначарского. Здесь был опубликован его стихотворный рассказ «Фабрика Дрозда и Жаворонка», наполненный верой в прекрасное, с которой Грин начинал свой жизненный и творческий путь. Осенью 1919 писатель был мобилизован в качестве рядового в Красную Армию. В этот период зародился замысел и появился первый «набросок» повести-феерии «Алые паруса» (1921), ставшей одним из самых известных произведений Грина. Герои повести — Ассоль и Грей — обладают редким даром «иного» видения мира, их исключительность в том, что они умеют делать чудеса собственными силами. После тяжелейших испытаний Гражданской войны Грин, несмотря на нужду, продолжал работать. В 1923 появился роман «Блистающий мир» (1923), в котором трагическая гибель главного героя Друды — результат внутренних сомнений автора в возможности достижения идеала.
В 1925 писатель выпустил роман «Золотая цепь», в 1928 — «Бегущая по волнам» — один из самых сложных и знаковых. В «Бегущей по волнам» вновь прозвучал мотив иллюзорности любой мечты. Только творческому человеку, по мнению автора, можно в полной мере прочувствовать тонкую природу этой иллюзии.
С середины 1920-х Грина печатали все реже, главным образом в малоизвестных изданиях. С 1924 жил в Феодосии, в 1930 переехал в Старый Крым. Материальное неблагополучие, тяжелая болезнь сломили писателя. Трагическим чувством безысходности наполнен его последний роман с символическим названием «Дорога никуда» (1930). Через два месяца после выхода романа в свет Грин скончался. В конце 1930-х гг. появилось несколько критических статей (К. Зелинского, М. Шагинян, К. Паустовского), в которых наконец был признаны талант писателя, его уникальное видение мира. Но всеобщее признание творчество Грина получило только в 1960-е гг.
Некоторые произведения Грина («Алые паруса», «Бегущая по волнам» и др.) были удачно экранизированы.
Похожие статьи:
Грин А. → Биография Грина А.